Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методическая работа, рекомендации

Дата: 12 ноября 2020 в 20:25, Обновлено 8 сентября 2022 в 01:47

Методические рекомендации педагогам

на 2022/2023  учебный  год

1. МЕТАДЫЧНЫЯ     РЭКАМЕНДАЦЫІ па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі (смотреть).

Методические рекомендации по организации образовательного процесса при изучении отдельных учебных предметов на повышенном уровне в X классе учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования,
с использованием новых учебных пособий

В 2022/2023 учебном году по обновленным учебным программам, новым учебным пособиям по 17 учебным предметам будут учиться учащиеся X класса учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования.

Новые учебные пособия (за исключением учебных пособий по допризывной и медицинской подготовке) разработаны с учетом обеспечения возможности изучения учебного предмета как на базовом, так и повышенном уровне в соответствии с типовым учебным планом учреждения общего среднего образования соответствующего вида.

Повышенный уровень изучения учебного предмета – изучение содержания соответствующего учебного предмета, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета с углублением его содержания (ст. 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

Учебный материал, предназначенный учащимся, изучающим учебный предмет «Математика» на повышенном уровне, содержится в учебных пособиях «Сборник задач по алгебре (базовый и повышенный уровни). 10 класс» авторов О.Н. Пирютко, И.Г. Арефьева, «Геометрия. 10 класс (базовый и повышенный уровни)» авторов Л.А. Латотин, Б.Д. Чеботаревский, И.В. Горбунова.

В учебных пособиях на печатной основе, которые содержат учебные материалы для базового уровня изучения учебного предмета, имеются ссылки на дополнительные материалы, которые рекомендуется использовать учащимся при изучении учебного предмета на повышенном уровне (дополнительные материалы). Такие ссылки в учебных пособиях обозначены специальным знаком-символом Изображение. Наличие такого знака означает, что для работы с дополнительными материалами необходимо перейти в соответствующее электронное приложение к учебному пособию на интернет-ресурс «Профильное обучение» (profil.adu.by).

На интернет-ресурсе «Профильное обучение» (profil.adu.by) размещены электронные приложения к учебным пособиям по учебным предметам «Беларуская мова»«Беларуская літаратура», «Русский язык», «Русская литература», Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «Информатика», «Биология», «Физика», «Химия», «Черчение» для использования учащимися X класса при изучении соответствующего учебного предмета на повышенном уровне.

Общая характеристика электронного приложения к учебному пособию для изучения содержания учебного предмета на повышенном уровне

Электронное приложение к учебному пособию для изучения содержания учебного предмета на повышенном уровне (далее – ЭП) представляет собой системное учебно-методическое обеспечение, позволяющее реализовать полный дидактический цикл обучения, базирующийся на информационно-коммуникационных технологиях и применении современных форм и методов обучения.

ЭП сохраняет преемственность с традиционными учебными изданиями на печатной основе, выполняя и дополняя необходимые функции: информационную, систематизирующую, мотивационную, координирующую, воспитательную. Материалы, включенные в ЭП, прошли все этапы научно-педагогической экспертизы и допущены к использованию в учреждениях общего среднего образования. Как и традиционное учебное пособие, ЭП содержит системное и полное изложение содержания учебного предмета в соответствии с учебными программами (базовый и повышенный уровни). Оно призвано поддерживать все основные этапы образовательного процесса и создавать основу для его осуществления с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ЭП, как кросс-платформенное решение, может воспроизводиться на интерактивных панелях (досках), компьютерах, планшетах и других мобильных устройствах.

ЭП оснащено аппаратом организации усвоения учебного материала и проверки знаний учащихся, который представлен развернутой системой разнообразных заданий, объединенных общими методическими и дидактическими целями.

Основное содержание ЭП составляет текст; методика и приемы работы с текстом в случае использования ЭП аналогичны методикам работы с учебным пособием на печатной основе.

Иллюстративный ряд учебных пособий на печатной основе, представленный рисунками, схемами, графиками, диаграммами, фотографиями и коллажами разного вида, в ЭП становится интерактивным, иллюстрации увеличиваются при их активизации, что важно для мотивации учащихся к изучению учебного предмета, удобно при индивидуальной работе на устройствах с различными размерами экранов и может быть использовано при фронтальной работе в классе с применением интерактивной доски (интерактивной панели).

При необходимости материал ЭП (упражнения, задания и т.п.) можно распечатать.

Особенности использования ЭП в образовательном процессе

Максимальный эффект от использования ЭП будет при наличии возможности его использования каждым учащимся. В этой связи рекомендуется задействовать для организации образовательного процесса компьютерные классы, можно под руководством учителя организовать работу с использованием личных мобильных устройств учащихся (смартфоны, планшетные устройства, ноутбуки). Целесообразно использовать интерактивные панели, проекционные устройства.

Организационные особенности образовательного процесса с использованием ЭП могут зависеть от поставленных учителем задач, целевого назначения использования материалов ЭП, вида урока:

Целевое назначение использования материалов ЭП

Организация работы

Источник нового знания

• Индивидуальная работа с содержанием ЭП на индивидуальных устройствах: планшетах, компьютерах, смартфонах;

• Групповая работа в компьютерных классах;

• Фронтальная работа с использованием проекционного оборудования, интерактивной панели

Источник дополнительной информации

• Визуализация сложных процессов и явлений для расширения и углубления знаний (с использованием проекционного оборудования, интерактивной панели);

• Использование мультимедийных компонентов для решения исследовательских, проектных заданий и
т. д. (с использованием мобильных устройств);

• Индивидуальная работа или работа с малыми группами по индивидуальным образовательным маршрутам (с использованием мобильных устройств, компьютеров)

База мультимедийных объектов

• Использование мультимедийных компонентов для конструирования урока (с использованием проекционного оборудования, интерактивной панели)

База средств контроля знаний

• База для составления учителем индивидуальных комплектов заданий для отработки, проверки, контроля знаний, корректировки индивидуальных образовательных маршрутов учащихся (с использованием индивидуальных мобильных устройств)

Интерактивность, информационная и методическая насыщенность ЭП обеспечивают возможность эффективно применять педагогические технологии смешанного обучения в традиционной классно-урочной системе. Одна из них – это модель «перевернутый класс».

Модель «перевернутый класс» используется для организации самостоятельной учебной деятельности при изучении содержания учебного предмета. Данная модель подразумевает предварительную самостоятельную теоретическую подготовку учащихся дома. Работа в классе посвящается обсуждению изученного, разным видам деятельности, организации индивидуальной и групповой формы работы за счет высвобождения времени на ознакомление с теоретическим материалом.

Во время работы по модели «перевернутый класс» возрастает доля ответственности учащегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временем, работа в команде). Обязательным условием использования этой модели является наличие домашнего компьютера или мобильного устройства с доступом к глобальной компьютерной сети Интернет.

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой.

2. Учитель заблаговременно планирует знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.

3. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

4. Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу.

5. Оценка обязательно комментируется.

6. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок.

7. Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.

8. Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания

9. Необходимо обучать школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля.

10. Проверяйте регулярно рабочие тетради.

11. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.

12. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы.

13. Продумывайте формы опроса заранее.

14. Важно поурочное оценивание!

15. Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме.

16. Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.

17. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.

18. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошиб­ку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.

19. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.

20. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего зада­ния и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

П А М Я Т К А

по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

Нельзя выставлять неудовлетворительную отметку:

  1. По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.
  2. Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета.
  3. Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.
  4. В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.
  5. На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.
  6. В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.
  7. На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.
  8. Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
  9. Если у учащегося стоит "незакрытая" неудовлетворительная оценка по данному предмету.

Ориентировочная карта для проектирования урока Н.И. Запрудский

1. Выберите и запишите тему урока и класс

____________________________________________________________________________

2. Напишите, в каких условиях будет проводится урок, к проектированию которого вы приступаете (ученики, опорные знания умения, учебно-метод. обеспеч., программные требования, помещение, место в расписании и др.)

____________________________________________________________________________

3. Напишите, какие нормативные и методические требования нужно учесть при проектировании и проведении занятия________________________________________

4. Определите тип и место урока в учебном модуле (блоке) уроков

Запишите__________________________________________________________________

5. Запишите, как вы создадите среду, благоприятную для учения учащихся? _______

6. Определите обучающую цель, которую, пожалуйста, сформулируйте одним из предложенных ниже способов:

Обучающая цель урока: планируется, что учащиеся

1. будут знать…, будут уметь… 2. учащиеся смогут…. 3. учащиеся будут владеть способом….

Запишите обучающую цель урока:

____________________________________________________________________________

7. Запишите цель на языке учащихся:

____________________________________________________________________________

8. Запишите содержание выходного контроля:

____________________________________________________________________________

9. Установите задачи личностного развития учащихся и спланируйте ситуации развивающего типа

Клише Чему? Ситуация, средство, с помощью которого будет решаться эта задача

Содействовать…

Способствовать…

Создать условия для…

10. Определите и запишите ключевой вопрос для данного урока

____________________________________________________________________________

11. Опишите этапы урока Для каждого этапа важно определить его продолжительность в минутах, полезно прописать его ожидаемые результаты и соответствующие задачи учителя, а также содержание, формы и методы работы учителя и учащихся, средства обучения. Не забудьте думать, что будут делать ученики, когда вы будете кого-то спрашивать, объяснять материал, показывать слайды презентации, когда ученик будет работать у доски и т.п. Продумайте и запишите, каким образом вы будете осуществлять на этапах обратную связь. Какие для этого вы будете использовать критерии?

Этап 1. ____________________________________________________________

Этап 2.____________________________________________________________

Этап 3.____________________________________________________________

Этап 4.____________________________________________________________

12. Примите решение о домашнем задании, определите и запишите критерии его выполнения ________________________________________________________

13. Оцените разработанный урок (факультативное занятие) через призму признаков его эффективности

№ Характеристики проекта урока Да Нет

1. Осуществлена ли диагностика предстоящего урока

2. Взаимообусловлены ли все компоненты урока

3. Диагностично ли сформулирована обучающая цель

4. Представлена ли цель на языке учащихся

5. Исходят ли сформулированные задачи воспитания и

развития учащихся из противоречия между идеальным

представлеем об ученике и реальными проблемами в

воспитании и развитии учащихся

6. Ориентирован ли урок на гармоничное развитие

учащихся

7. Опирается ли дидактическая конструкция урока на

обоснованные педагогикой принципы

8. Предполагается ли опора на достигнутый учащимися

уровень обученности и их субъектный опыт?

29

9. Программируется ли посильная и напряженная работа

всех учащихся на уроке?

10. Рационально ли отобраны дидактические средства?

11. Предполгается ли дифференцированный подход к

учащимся?

12. Будет ли на уроке сотрудничество, партнерство

учителя и учащихся?

13. Предполагается ли обратная связь: обращение к цели

по ходу урока; выходной контроль; обсуждение того,

найден ли ответ на ключевой вопрос и т.п?

14. Будет ли эффективно использоваться каждая минута

урока?

15. Предложены ли учащимся критерии выполнения

домашнего задания

По результатам оценки, если необходимо, внесите в проект

соответствующие коррективы.__

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.