Профилактическая программа работы с родителями
«Школьная психологическая служба медиации в разрешении конфликтов»
Пояснительная записка.
1.Количество часов – 1 час в неделю
2. Количество часов программы – 16 часов
Актуальность темы. Школьная психологическая служба медиации - это взрослые и дети, деятельность которых направлена на разрешение конфликтных ситуаций. Обе стороны ищут конструктивный метод решения проблем и самый краткий путь к взаимопониманию сторон. Цель у всех участников - профилактика правонарушений, конфликтов, конфликтных ситуаций на основе принципов медиации.
Важной задачей является создание условий для повышения конфликтологической компетентности родителей. Наиболее острой эта задача становится на начальном этапе конфликтов детей в школе, для которого характерно:ценность наличия друзей и позитивных межличностных контактов со сверстниками; разнообразие коммуникативных действий по отношению к сверстникам; эмоциональная насыщенность и напряженность взаимоотношений со сверстниками; преобладание инициативных действий над ответными на фоне низкой регламентированности взаимодействия. Эти особенности в совокупности порождают повышенную конфликтность в общении школьников. При этом именно родители играют большую роль в формирования коммуникативной компетентности, важнейшим компонентом которой является компетентность в области разрешения конфликтов.
Целью программы является: создание условий для формирования конфликтологической компетентности родителей, содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов медиации.
Задачи программы:
- Создать условия для просвещения родителей через презентации, мероприятия школы с целью прояснения ценностей медиации и разъяснить ее суть .
- Создать условия для овладения родителями знаний о причинах конфликтов между детьми, динамике их развития, возможных исходах;
- Создать условия для формирования отношения родителей к конфликту как нормативному элементу взаимодействия между людьми и детьми в частности;
- Создать условия для формирования у родителей навыков эффективной коммуникации и разрешения конфликтов в конфликтной ситуации между детьми и взрослыми в образовательно- воспитательном процессе ;
- Создать условия для разрешения конфликтных ситуаций в школе между детьми с согласия родителейс.
Ожидаемые результаты: формирование у родителей конфликтологической компетентности, которая проявляется в:
- знаниях о сути конфликта и психологических механизмах его развития;
- преодолении однозначной негативной оценки конфликтов в общении между детьми;
- овладение навыками разрешения конфликтов и эмоциональной саморегуляции, а также возможность обучения этим навыкам своего ребенка и применения их на практике;
Форма работы. Программа предполагает групповую и индивидуальную форму работы в зависимомти от запроса. В формате родительского классного собрания, родительских встреч, индивидуально – просветительских бесед.
Организация занятий. Программа рассчитана на 16 занятий по 1 академическому часу.
Методическое обеспечение. Ведущим программы может быть педагог – психолог , знакомый с основами прикладной конфликтологии, которому необходимы навыки проведения групповых дискуссий (активного слушания, акцентирования, структурирования), выстраивания отношений в коллективе родителей и знания о ситуации конфликтов в классе, школе в целом.
Занятия проводятся в классной комнате, имеющей стандартное оборудование (доска для записей, желательно аудио-, видео- и мультимедийное оборудование). Для большинства встреч с родителями необходимы раздаточные материалы.
Целевая группа. Программа предназначена для родителей общеобразовательных школ.
Календарно-тематическое планирование работы с родителями 2021/2022
№ п/п |
Дата |
Содержание |
Примечание |
Модели поведения детей в конфликтах. |
|||
1 |
04.09.21 |
Последствия конфликтов для ребенка. |
|
2 |
18.09.21 |
Как избежать негативного влияния ссор на ребенка? |
|
3 |
09.10.21 |
Профилактика, предотвращение и управление конфликтом. |
|
4 |
30.10.21 |
Предотвращение конфликтов. Технология предупреждения конфликтов. |
|
5 |
06.11.21 |
Способы развития и поддержания сотрудничества. Нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций. |
|
Методы управления конфликтами. |
|||
6 |
20.11.21 |
Переговоры как основной метод урегулирования конфликтов. Другие методы разрешения конфликтов. |
|
7 |
11.12.21 |
Переговоры как способ разрешения конфликтов. Переговоры на основе интересов. |
|
8 |
18.12.21 |
Ответная агрессия. Уход от конфликта. Подавление конфликта. Тест. |
|
9 |
15.01.22 |
Как разрешать конфликты? Обращаться ли в СШМ? Общение в конфликте. |
|
10 |
28.01.22 |
Общение в конфликте. Ошибки в сфере урегулирования конфликтов. |
|
Внутриличностный конфликт: понятие, виды, предупреждение и разрешение. |
|||
11 |
12.02.22 |
Качества, важные для бесконфликтного общения между людьми. |
|
12 |
26.02.22 |
Бесконфликтное общение: пять золотых правил. |
|
13 |
12.03.22 |
Рекомендации по управлению конфликтами (памятки). |
|
Самоконтроль в конфликте ребенка и взрослого. |
|||
14 |
26.03.22 |
Самотестирование “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации” с целью более глубокого самопознания и самоопределения в различных ситуациях общения. |
|
15 |
09.04.22 |
Заключительное занятие, где участники могут применить все свои знания по теории и практике разрешения конфликтов. |
|
16 |
29.05.22 |
Подведение итогов. |
Список литературы.
Задания и упражнения, используемые в программе, модифицированы на основе методик, представленных в следующей литературе:
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.,2002.
- Карнизова Л. М. Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство - М., -2015.
- Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). Как нам договориться? – СПб, 2001.
- Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология. – М., 2013.
- Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб., 2006.
- Токарева В.С. Нам нужно общение. – М., 2008.
- Гришина Н.В.Психология конфликта. 2-е издание – П., 2000.
- Сайт https://4brain.ru