ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
28 июля 2004 г. № 47
Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (далее – Инструкция), разработана в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 198, 1/8110), Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года «О правах ребенка» в редакции Закона Республики Беларусь от 25 октября 2000 года (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 33, ст. 430; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 103, 2/215), Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 64, 2/949), Положением об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 октября 1999 г. № 1676 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 85, 5/1944), Положением о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. № 1599 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 142, 5/13515).
2. Настоящая Инструкция устанавливает порядок выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите.
3. К несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите, относятся:
дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
несовершеннолетние, признанные комиссиями по делам несовершеннолетних или органами опеки и попечительства нуждающимися в государственной защите из числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 2, 2/1170) и Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18:
к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, заболеваний родителей, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей.
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:
воспитываются в семье, где родители или иные их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
4. Выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, рассматривается как комплекс профессиональных действий государственных органов и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.
5. Основными задачами деятельности по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, являются:
выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;
оказание социально-педагогической, психологической и медицинской помощи несовершеннолетним;
реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия, торговли людьми, военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф.
6. Государственными органами, осуществляющими выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, являются:
органы опеки и попечительства;
комиссии по делам несовершеннолетних, управления (комитеты) и отделы образования, здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов;
органы по труду, занятости и социальной защите;
органы внутренних дел.
Иные государственные органы и организации осуществляют выявление несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
7. Органы опеки и попечительства в пределах своей компетенции:
организуют работу по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
ведут учет данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, в управлениях (отделах) образования районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций (далее – управления (отделы) образования);
ведут учет данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в управлениях (отделах) образования);
ведут учет данных о несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, в управлениях (отделах) образования и комиссиях по делам несовершеннолетних районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций (далее – комиссии по делам несовершеннолетних).
8. Комиссии по делам несовершеннолетних организуют и координируют деятельность государственных органов и иных организаций по:
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
проведению мероприятий по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите;
организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних.
В случае выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, немедленно информируют об этом управления (отделы) образования.
9. Комитеты, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите, организации социального обслуживания населения местных исполнительных и распорядительных органов в пределах своей компетенции (при назначении пенсий, пособий, государственной адресной помощи, гуманитарной и других видов помощи) выявляют детей, находящихся в социально опасном положении, о чем немедленно информируют управления (отделы) образования.
10. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции:
выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних, на основании:
изучения и анализа оперативной обстановки;
проведения специализированных рейдов;
заявлений об уходах несовершеннолетних из дома, об их розыске;
сообщений других территориальных органов внутренних дел;
сообщений из воспитательных колоний, специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;
сообщений из органов прокуратуры, судов;
сообщений из приемников-распределителей для несовершеннолетних;
информации учреждений образования;
информации организаций здравоохранения о фактах обращения за оказанием медицинской помощи детям, пострадавшим вследствие насилия;
сообщений трудовых коллективов;
сообщений в средствах массовой информации;
писем, заявлений и информации граждан;
о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, немедленно информируют управления (отделы) образования.
11. Структурные подразделения областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета, осуществляющие государственно-властные полномочия в области здравоохранения:
организуют работу по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, и анализу деятельности подведомственных учреждений по оказанию необходимой медицинской помощи;
обеспечивают контроль за передачей из подведомственных организаций здравоохранения данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в управления (отделы) образования.
12. Организации здравоохранения в пределах своей компетенции:
при постановке женщин на учет по беременности выявляют семейно-бытовые условия, свидетельствующие о потенциальном неблагополучии для протекания беременности и для новорожденного;
в ходе патронажа медицинского работника к новорожденным, детям раннего возраста и детям-инвалидам определяют условия жизни семьи ребенка;
выявляют несовершеннолетних, пострадавших от насилия или жестокого обращения, а также нуждающихся в медицинском обследовании, наблюдении или лечении вследствие уклонения либо ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по содержанию детей;
о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, немедленно информируют управления (отделы) образования.
13. Организации жилищно-коммунального хозяйства:
сообщают в управления (отделы) образования о случаях смерти родителей или единственного родителя несовершеннолетнего на основании представленных документов;
выявляют семьи, ведущие аморальный образ жизни и создающие неблагоприятные условия для воспитания детей, на основании задолженности по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением и коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
о выявленных случаях неблагополучия семей, в которых воспитываются несовершеннолетние, немедленно информируют управления (отделы) образования.
14. Управления (отделы) образования в пределах своей компетенции осуществляют:
меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия;
анализ положения несовершеннолетних с целью выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите;
организацию учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;
организацию изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних.
15. Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:
изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
учета посещения несовершеннолетними учреждений образования;
учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;
выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;
учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними;
информируют управления (отделы) образования о несовершеннолетних, выявленных и признанных находящимися в социально опасном положении, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей;
проводят воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними, их родителями.
16. Иные государственные органы и организации обязаны незамедлительно сообщить в управление (отдел) образования, комиссию по делам несовершеннолетних, иные государственные организации, уполномоченные законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, в случае, если такими сведениями располагают.
ГЛАВА 3
ПРИЗНАНИЕ И УЧЕТ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
17. Информация о социально опасном положении несовершеннолетнего, полученная управлениями (отделами) образования из государственных органов, иных организаций, от граждан, должна быть немедленно направлена в учреждение образования, в котором воспитывается (обучается) несовершеннолетний, или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) несовершеннолетнего.
18. При получении информации о социально опасном положении учащегося (студента, воспитанника, ребенка) по поручению руководителя учреждения образования педагогическими работниками учреждения образования (педагогом социальным, педагогом-психологом и др.) с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних проводится изучение положения несовершеннолетнего.
19. При выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, рекомендуется руководствоваться критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего в совокупности согласно приложению 1.
20. Основанием для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении являются акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего по форме согласно приложению 2, другая достоверная информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего.
21. Несовершеннолетние признаются находящимися в социально опасном положении учреждениями образования, в том числе социально-педагогическими центрами.
Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении принимается педагогическим советом или советом учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
22. Учет несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, на уровне района (города) ведут управления (отделы) образования (в управлениях (отделах) образования или в социально-педагогических центрах) на основании информации, получаемой от учреждений образования, расположенных на территории района (города).
Учетные данные о несовершеннолетнем, признанном находящимся в социально опасном положении, должны содержать полные сведения (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), дата рождения, место жительства, место учебы (работы) о несовершеннолетнем, его родителях (опекунах, попечителях), несовершеннолетних сестрах и братьях, причины и условия социально опасного положения несовершеннолетнего, дату постановки на учет, отметку о признании нуждающимся в государственной защите, дату снятия с учета.
23. Работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, ведется в рамках индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, по форме согласно приложению 3.
Работа по устранению причин и условий неблагополучия учащегося (воспитанника) должна строиться на основе взаимодействия учреждения образования, социально-педагогического центра и других ведомств.
Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, утверждается руководителем учреждения образования не позднее недели со дня вынесения решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении и согласовывается с заинтересованными организациями.
Работа с родителями может строиться на основе плана по защите прав несовершеннолетнего по форме согласно приложению 4.
24. Отмена решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении принимается педагогическим советом или советом учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в случае устранения причин, повлекших признание ребенка находящимся в социально опасном положении.
25. Несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении, подлежат признанию нуждающимися в государственной защите в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.
Выдержки из ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 24 ноября 2006 г. № 18
О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях
В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю:
1. Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение* в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
3. В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью второй статьи 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
6. Неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребенка родителям ребенка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.
Пенсия, назначенная ребенку, выплачивается в установленном законодательством порядке.
8. Родители обязаны возмещать расходы по содержанию детей в случае:
отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
лишения их родительских прав;
нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;
отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.
Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения в соответствии с частью третьей статьи 93 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения.
9.Работающее на день помещения ребенка на государственное обеспечение обязанное лицо возмещает расходы по содержанию детей из заработной платы по его заявлению, которое должно быть подано в трехдневный срок после помещения ребенка на государственное обеспечение. Для производства удержаний из заработной платы обязанного лица взыскатель направляет по месту работы обязанного лица информацию о сумме средств на содержание ребенка, подлежащих взысканию ежемесячно, номере текущего счета по учету бюджетных средств, а также своевременно информирует о последующих изменениях названной суммы. При этом обязанным лицом обеспечивается полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей.
13. Неработающие обязанные лица, а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению, но не в полном объеме, подлежат трудоустройству в порядке, установленном пунктом 14 настоящего Декрета, в целях обеспечения выполнения ими обязанностей по содержанию и воспитанию своих детей.
17. Обязанные лица, систематически нарушающие трудовую дисциплину по причине употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, могут быть направлены в лечебно-трудовые профилактории.
Статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь о наказании за насильственное обращение с детьми [16, с. 123-136, с.210].
Статья 145. Доведение до самоубийства.
1. Доведение до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства - наказывается исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободына срок до 3-х лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. То же действие, совершенное в отношении лица, находившегося в материальной или иной зависимости от виновного - наказывается ограничением свободы на срок до 5-ти лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.
Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.
Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения... совершенное в отношении лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии наказывается лишением свободы на срок от 5-х до 10-ти лет.
Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения.
Умышленное причинение легкого телесного повреждения...на<wbr />казывается общественными работами или штрафом, или исправительными работами на срок до 1-го года, или арестом на срок до 3-х месяцев.
Статья 154. Истязание.
Истязание, совершенное в отношении ...несовершеннол<wbr />етнего ...наказывается ограничением свободы на срок от 1-го года до 3-х лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.
Статья 165. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей.
1. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которое такие обязанности возложены по службе..., либо по специальному поручению... наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 3-х лет.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего либо причинение тяжкого телесного повреждения, - наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на тот же срок.
Статья 166. Изнасилование.
3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее... смерть
потерпевшей... наказывается лишением свободы на срок от 8-ми до 15-ти лет.
Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера.
Понуждение к действиям сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолет<wbr />него (несовершеннолет<wbr />ней), - наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на срок до 5-ти лет.
Статья 172. Вовлечение несовершеннолетн<wbr />его в совершение преступления.
Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста несовершеннолетн<wbr />его в совершение преступления путем обещаний, обмана или иным способом - наказывается лишением свободы на срок до 5-ти лет.
Статья 173. Вовлечение несовершеннолетн<wbr />его в антиобщественное поведение.
1. Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста ...несовершеннол<wbr />етнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо...употребле<wbr />ние сильнодействующи<wbr />х или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бродяжничество или попрошайничество<wbr />, либо в совершение действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографическог<wbr />о характера - наказывается арестом на срок до 6-ти месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.
Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя.
Использование опеки или попечительства в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечными, либо умышленное оставление их без надзора...повлек<wbr />шие существенное ущемление прав и законных интересов подопечных, - наказывается общественными работами или штрафом или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет.
Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов.
Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ... совершенное в отношении... несовершеннолетн<wbr />его...наказывает<wbr />ся лишением свободы на срок от 3-х до 10-ти лет.
Критерии и показатели неблагополучия семьи
Критерии |
Показатели |
Социально-экономический |
Длительная безработица одного родителя (обоих родителей), нежелание работать, а также частная смена мест трудоустройства. Длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток. Расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению. Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д. Необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д. Задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам. Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки. |
Медико- санитарный |
Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами. Отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления. Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер. Неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм. Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего. |
Социально-демографические |
Родители со статусом лиц без определенного места жительства. Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка). Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей. Посещение родителями (одного из них) деструктивной секты. Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям. |
Психолого-педагогический |
Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку. Непосещение родителями учреждения образования, несмотря на неоднократные приглашения. Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия. Насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами. Устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций. Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи. |
Криминальный |
Постановка родителей на учет в органах внутренних дел. Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства. Организация притонов. Аморальный образ жизни родителей (употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.). Вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртному, наркотикам, токсическим, психотропным веществам, принуждение к занятиям проституцией, попрошайничеству, азартным играм). Проявление жестокости в семье и вне семьи. Наличие судимых членов, приверженных к субкультуре преступного мира. Попытки покончить жизнь самоубийством одного из членов семьи. Отсутствие еды, пищи, тепла, крова. Пропуски занятий, наличие вредных зависимостей, постановка на учет, уходы ребенка из семьи, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений (преступлений), суицидальные попытки. |
Мифы и факты о насилии в семье
Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Внутри семейного насилия существуют категории:
· жестокое обращение с детьми;
· насилие, направленное против супруги(а) или партнерши(а);
· насилие в отношении престарелых;
· возможно что-то еще.
В обществе существует много мифов о проблеме домашнего (семейного) насилия. Сравним их с имеющимися фактами.
Миф 1: Причина домашнего насилия - это временная потеря человеком контроля над собой, часто в результате злоупотребления алкоголем.
Факт 1: Употребление алкоголя действительно снижает способность контролировать поведение. В то же время среди обидчиков много людей, не употребляющих алкоголь. Некоторые, пройдя лечение от алкоголизма, продолжали быть агрессивными и жестокими по отношению к близким. Алкоголизм или принятие алкогольных напитков не может служить оправданием насилия.
Миф 2: Домашнее насилие возможно только в семьях низкого социального статуса.
Факт 2: Домашнее насилие не имеет социальных границ. Насилие происходит во всех социальных группах. Обидчиками могут быть и ученые, и бизнесмены, как люди с высшим образованием, так и с более низким уровнем образованности, как с высоким материальным благополучием, так и находящиеся на грани нищеты.
Миф 3: Если бы жертва хотела, она могла бы уйти от обидчика.
Факт 3: Есть много причин, мешающих жертвам уйти от обидчика: стыдно рассказать посторонним о случившемся, страшно, что обидчик еще больше рассвирепеет и станет бить еще чаще, жилищные проблемы, экономическая зависимость, недостаток поддержки от друзей, отсутствие финансовой помощи, эмоциональная привязанность к обидчику. Чаще всего действует совокупность причин. Самый опасный период для жертвы наступает после того, как она принимает решение оставить своего обидчика. В этой ситуации тот может стать более агрессивным в связи с возможностью потерять свою "собственность".
Миф 4: Детям нужен их родитель, даже если он агрессивен, или "Я остаюсь только из-за детей".
Факт 4: Без сомнения, дети нуждаются в матери и в отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, отличаются от своих сверстников повышенной тревожностью, утомляемостью, психосоматическими расстройствами, нарушениями в психологической сфере.
Миф 5: Пощечина никогда не ранит серьезно.
Факт 5: Насилие отличается цикличностью и постепенным усилением актов насилия. Это может начинаться просто с критики, переходя к унижениям, изоляции, потом пощечина, удар, регулярные избиения, а иногда смертельный исход.
Все психологи утверждают: у домашнего насилия циклический характер! Если вы не разорвете порочную цепь событий, ничего не изменится! Уповать на чудо — значит обрекать себя на изматывающий бег по кругу.
Так почему же люди, ставшие жертвой насилия, не уходят, продолжая терпеть издевательства?
1. В факте насилия не принято признаваться. Большинство жертв относят домашнее насилие к разряду внутрисемейных проблем, которые нужно решать самим, без привлечения общественности и правоохранительных органов.
2. Жертвы насилия боятся перемен. Перестать унижаться и терпеть, просто встать и уйти… Но куда? Вопрос этот касается не столько жилплощади, сколько той новой жизни, порог которой предстоит переступить. Многие, страдающие от домашнего насилия, не решаются уйти от агрессора, чувствуя неуверенность в себе и страшась этой свободы.
3. Жертвы бывают настолько запуганы и подавлены, что боятся предпринимать какие-либо действия. Самыми парадоксальными являются случаи, когда жертва начинает любить своего мучителя. Психологи называют этот феномен Стокгольмским синдромом. Стокгольмский синдром в домашних условиях проявляется на крайней стадии насилия, когда оно не только становится регулярным, но тиран ограничивает круг общения жертвы, начинает контролировать ее жизнь, вводить систему запретов, поощрений. К этому моменту жертва полностью обезличивается. Будучи запуганной, она пытается сохранить свою жизнь и здоровье, поэтому фокусируется на личности тирана, на его потребностях и желаниях, забывая о своих. Без поддержки такие люди редко реабилитируются.
Портрет жертвы
• низкая самооценка,
• повышенная тревожность и внушаемость,
• гипертрофированное чувство вины,
• подавленное чувство гнева,
• уверенность в том, что никто не может реально помочь,
• вера в миф о норме насильственных отношений в семье.
Портрет агрессора
• он подвергался насилию в детстве,
• обладает низкой самооценкой,
• обвиняет других в действиях, которые совершает сам,
• не осознает, что его агрессивные действия имеют для жертвы серьезные последствия,
• хорошо понимает, по отношению к кому «можно» проявлять агрессию.
Если супруг унижает вас или угрожает насилием, не ждите, что ваши отношения изменятся — уходите после первого же инцидента, пока ситуация не зашла слишком далеко. В 95% случаев, если физическое насилие уже имело место, то одним разом дело не ограничится. Если вы все-таки стали жертвой агрессора, необходимо помочь себе самостоятельно:
1. Зафиксируйте побои у медэксперта;
2. Подайте заявление о побоях и регулярном насилии участковому инспектору;
3. Если вы не знаете, что делать, вы подавлены и сломлены, идите в кризисный центр — там вам предоставят помощь психолога и бесплатного юриста-консультанта;
4. Если вас преследуют, обратитесь в центры-убежища;
5. Главное, чтобы подтвердить вину вашего супруга, найдите свидетелей. Без них случаи насилия доказать трудно.
И самое главное - не замыкайтесь в себе!!! В том, что Вы стали жертвой насилия, нет Вашей вины. Но нужно сделать так, чтобы это больше не повторялось.