МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по вопросам выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по вопросам выявления
и профилактики преступлений,
связанных с сексуальным насилием
над несовершеннолетними
В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.
Основным источником информации при возбуждении уголовных дел по фактам сексуального насилия в отношении детей остаются заявления от родителей (законных представителей) несовершеннолетних, которые пострадали от противоправной деятельности. Вместе с тем выявление данных преступлений осложняется нежеланием ряда взрослых и самих детей разглашать сведения о случившемся, что позволяет таким уголовно наказуемым деяниям длительное время, а порой навсегда, оставаться неочевидными. Зачастую сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают (обращаются) в медицинские учреждения или сами совершают правонарушения.
В ходе профессиональной деятельности работники учреждений образования непосредственно взаимодействуют с несовершеннолетними и лицами, на которых возложены обязанности по их воспитанию, обучению, посещают места их проживания (пребывания) и учебы. При выполнении данных функций у них имеется наибольшая возможность своевременно отреагировать на информацию о возможном совершении преступлений, связанных с сексуальным насилием в отношении несовершеннолетних, либо получение информации о признаках совершения таких действий.
ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
К преступлениям против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся следующие уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК):
- изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 166 УК);
- насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (части 2, 3 статьи 167 УК);
- половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (статья 168 УК);
- развратные действия (статья 169 УК), в том числе посредством глобальной компьютерной сети Интернет (груминговые преступления);
- понуждение к действиям сексуального характера заведомо несовершеннолетнего (часть 2 статьи 170 УК).
Также, ввиду общедоступности средств мобильной связи с встроенными камерами фото- и видеофиксации всё чаще имеет место совершение преступлений по ч. 2, 3 ст. 343<sup>1</sup> УК Республики Беларусь (изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего).
Справочно: понятие груминг включает в себя склонение детей к сексуальным контактам через переписку в интернете. При груминге ребенку пишет взрослый человек, который пытается вступить с ним в дружбу либо иным образом заинтересовать ребенка на дальнейшее общение. По результатам такого общения у ребенка формируется доверительный контакт (дружба, влюбленность), который может подкрепляться финансовой помощью, подарками. Следующим этапом является склонение ребенка к реальной встрече для совершения сексуальных действий или вовлечение ребенка в сексуальные действия онлайн (с помощью веб-камеры).
ГЛАВА 2.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ О ПРЕСТУПЛЕНИИ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ И ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Основными способами (источниками) получения информации о признаках совершения преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, являются:
- общение с несовершеннолетними;
- общение с лицами, на которых возложены обязанности по его воспитанию (родители, опекуны, попечители);
- общение с лицами, которые проживают в одном жилище с несовершеннолетним, а также родственниками, которые часто бывают в гостях (сожители одного из родителей, отчимы, дедушки, дяди и др.);
- общение со специалистами учреждений образования, культуры спорта и туризма, в котором обучается и (или) занимается несовершеннолетний (преподаватели, тренеры, руководители кружков, секций и др.);
- общение со сверстниками, соседями несовершеннолетнего, иными гражданами;
- результаты медицинского осмотра несовершеннолетнего в учреждении здравоохранения;
- визуальное обследование места проживания (пребывания) несовершеннолетнего;
- мониторинг глобальной компьютерной сети Интернет.
В случае получения информации о совершении преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних необходимо незамедлительно сообщать об этом в органы внутренних дел для возможной организации неотложных процессуальных действий и проверочных мероприятий.
Следует понимать, что по различным причинам (чувство боязни, стыда, отрицания вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью. Поэтому в ходе общения с ребенком, его родителями, сверстниками, соседями, необходимо обращать внимание на следующие сведения об особенностях внешности, физического состояния и поведения ребенка:
- физические признаки:
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; кроме этого, отказ от еды (анорексия); переедание (булимия).
Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.
Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.
Кроме этого, физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
- порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
- гематомы (синяки) в области половых органов;
- кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
- гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
- боль в животе;
- повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
- болезни, передающиеся половым путем;
- беременность.
2) изменения в выражении сексуальности:
- кажущиеся странными и необычными или не соответствующие возрасту знания о сексе;
- необычная или не соответствующая возрасту сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого);
- повышенный интерес к играм, материалам сексуальной направленности;
- склонность к сексуальным действиям с другими детьми;
- имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
- соблазняющее, завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
3) изменения в эмоциональном состоянии и общении:
- трудности в коммуникациях со сверстниками (избегание общения, отсутствие друзей своего возраста, отказ от общения с прежними знакомыми);
- внезапная, немотивированная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- частая задумчивость, отстраненность;
- постоянная депрессивность, грустное настроение;
- нежелание принимать участие в подвижных играх;
- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
- терроризирование младших детей и сверстников;
- чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
- возврат к инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
- отчуждение от братьев и сестер, других родственников и членов семьи;
- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
- амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
- рассказы в третьем лице («я знаю одну девочку…»);
- утрата туалетных навыков (чаще у малышей);
- равнодушие к внешности, плохой самоуход либо, напротив, навязчивое, чрезмерное мытье (у подростков);
4) изменения личности и мотивации, социальные признаки:
- прогулы занятий в учреждении образования;
- появление денежных средств, предметов и вещей происхождение которых сомнительно;
- внезапное изменение успеваемости (как негативное, так и положительное) или потеря интереса к любимым занятиям;
- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
- принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
- неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой;
- отрицание, непринятие традиций и уклада своей семьи вплоть до ухода из дома (у подростков);
5) изменения самосознания:
- снижение самооценки;
- отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
- саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков, проституция, частая подверженность травмам и несчастным случаям);
- суицидальные разговоры и попытки;
6) невротические и психосоматические симптомы:
- обеспокоенность, боязнь при нахождении с определенным человеком (людьми);
- сопротивление прикосновениям, поцелуям определенного человека (людей);
- боязнь раздевания (например, отказ при занятиях физкультурой или медицинском осмотре);
- головная боль, боли в области желудка и сердца;
- навязчивые страхи;
- расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
В случае, если ребенок готов рассказать о совершенном (совершаемом) над ним насилии, рекомендуется придерживаться определенной модели поведения, минимизирующей угрозу его «замыкания в себе»:
- избегание упреков, обвинений, пристыживаний;
- серьезное отношение к услышанному;
- спокойствие, выдержка;
- успокаивания, подбадривания, поощрения;
- сопереживание;
- искренность, честность;
- использование лексикона ребенка;
- восприятие всех без исключения услышанных сведений;
- незамедлительная и тщательная проверка предположений.
Кроме этого при общении с ребенком, по возможности, необходимо получить доступ к его социальным сетям, где в отношении ребёнка могут совершаться груминговые преступления, а также обращать внимание на наличие аккаунтов и подписок в сообществах и интернет-ресурсах сексуальной направленности: Дети 404, ЛГБТ подростки, Grindr, hornet, bluesystem и иные.
! Категорически не рекомендуется:
- давать ребенку опрометчивые или заведомо невыполнимые обещания («это останется строго между нами», «мама не будет сердиться»);
- советовать ребенку не обращать внимания на произошедшее.
При посещении несовершеннолетнего по месту жительства и возможности визуального обследования места проживания (пребывания) несовершеннолетнего необходимо обращать внимание на видимые признаки возможного совершения сексуального насилия над детьми, а именно:
- свободно находящиеся в доступе эротические, порнографические материалы (печатные издания, оптические диски, статуэтки, фотографии, рисунки), предметы сексуального назначения (фаллоимитаторы, смазки, эротическое нижнее белье);
- следы вещества возможного биологического происхождения (кровь, эякулянт) на мебели, иных объектах;
- следы совершения сексуальных действий с игрушками, куклами (повреждения или посторонние предметы в местах условного расположения гениталий, имитация позиций полового акта);
- порванная, запачканная или окровавленная детская одежда и белье;
- литература, иные пособия по психологическому воздействию на детей, не соответствующая роду занятий и социальному статусу проживающих взрослых.
ГЛАВА 4.
ОТДЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С СЕКСУАЛЬНЫМ НАСИЛИЕМ НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Исходя из практики и анализа совершаемых преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, можно выделить несколько основных направлений, на которые необходимо направить превентивные меры, а именно:
- общая профилактика в подростковой среде в части соблюдения детьми мер безопасности в общественных местах, по месту жительства и в глобальной компьютерной сети Интернет
- индивидуальная профилактика в семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении, с подростками, которые допускали факты бродяжничества;
- профилактическая работа в детских домах, детских домах семейного типа и замещающих семьях.
С целью соблюдения детьми мер личной безопасности в учреждениях образования педагогам-психологам, а также социальным педагогам необходимо проводить занятия в рамках школьной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Рекомендуется в своих выступлениях в учреждениях образования информировать учащихся (с учетом их возраста), а также их законных представителей (на родительских собраниях) о правилах безопасности в общественных местах, по месту жительства и в социальных сетях Интернета, чтобы несовершеннолетние не стали жертвами сексуального насилия, а также изготовления и распространения порнографии с их изображением.
Родителей необходимо предупреждать, что, если они установили факт насилия над ребенком, то в случившемся ни в коем случае нельзя обвинять самих детей. Подросток может замкнуться и ничего больше не расскажет.