Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Цифровая киберпреступность. Как не стать жертвой мошеннико

Дата: 12 декабря 2023 в 13:03, Обновлено 12 декабря 2023 в 13:08
61 просмотр

Какие виды киберпреступлений выделяют в отношении граждан?

Наиболее распространенным видом проявления киберпреступности является хищение денежных средств с карт-счетов граждан. Причем в большинстве случаев эти преступления становятся возможны в результате беспечных действий самих потерпевших, предоставивших реквизиты доступа к своим банковским счетам.

Справочно.

За первые месяцы 2021 года уже зафиксирован рост количества хищений с банковских карточек белорусов более чем на 270% по сравнению с этим же периодом 2020 года.

Преступники завладевают реквизитами, необходимыми для осуществления преступных транзакций, посредством следующих способов:

  1. «Фишинг». Этот неофициальный термин происходит от английского «fishing» («рыбная ловля»). В качестве своеобразной «удочки» преступники используют специально созданный интернет-сайт с формой ввода на нем реквизитов доступа к банковскому счету, а в качестве «наживки» – некий сообщенный потерпевшему предлог для перехода на этот сайт и заполнения платежных реквизитов.

Например, преступник отслеживает на интернет-сайте kufar.by свежие объявления о продаже чего-либо. Просмотрев абонентский номер автора объявления, находит его в одном из мессенджеров (Viber, Telegram, WhatsApp) и вступает в переписку, якобы желая купить выставленный на продажу предмет. Затем пересылает в мессенджере ссылку на поддельную страницу предоплаты, где продавцу нужно ввести реквизиты своей карты для того, чтобы получить деньги от покупателя. При переходе по гиперссылке невнимательный интернет-пользователь может и не заметить подмены, так как подобные страницы визуально схожи с оформлением сайтов известных сервисов (Куфар, ЕРИП, CDEK, Белпочта, сайты различных банков и др.). Адрес поддельной веб-страницы также может напоминать реальный (kufar-dostavka.by, erip-online.com, belarusbank24.xyz, cdek-zakaz.info и др.). Если жертва «попадется на удочку» и заполнит форму, соответствующие реквизиты доступа к банковскому счету окажутся у преступника. Через считанные минуты злоумышленник осуществляет доступ к банковскому счету и переводит денежные средства на контролируемые им банковские счета или электронные кошельки, зарегистрированные на подставных лиц.

Справочно.

Наиболее часто для совершения такого вида киберпреступлений в Беларуси в 2020 году использовалась интернет-площадка «Kufar».

Так, в 2018 году посредством нее было совершено 51 преступление, в 2019 году – 126, в первом полугодии 2020 года – 102, во втором полугодии 2020 года – 3 778.

Гиперссылки на фишинговые сайты могут пересылаться не только в ходе переписки в мессенджерах, но и при общении в социальных сетях, а также размещаться на других сайтах, якобы что-то продающих или покупающих.

В последнее время участились случаи создания фишинговых сайтов, ориентированных под запросы пользователей в поисковых системах. Граждане попадают на них прямо из Google и Яндекса после запросов типа «Беларусбанк личный кабинет», «Белагропромбанк интернет банкинг» и т.д. Увидев знакомый заголовок и логотип сайта в выдаче результатов поиска, но не удостоверившись в соответствии адреса сайта действительному доменному имени банковского учреждения, потерпевший заполняет открывшуюся форму авторизации, данные которой отправляются не банку, а преступнику.

Справочно.

Зачастую при подмене оригинальных сайтов фишинговыми в именах данных ресурсов указаны наименования, созвучные с названиями банковских учреждений и сервисов: belarusbank-erip.online, ibank-belapb24.com, epey.by, e-rip.cc, erip.cc и иные. Пройдя по такому фальш-адресу и введя конфиденциальные сведения, человек отправит их непосредственно мошеннику.

  1. «Помощь другу». Данный способ преступлений был наиболее распространен в 2017–2019 годах, но не потерял своей актуальности и сегодня. Сначала преступники путем подбора пароля или фишинга осуществляют несанкционированный доступ («взлом») к страницам социальных сетей (в основном – «ВКонтакте»). После этого иным пользователям, добавленным в раздел «Друзья» взломанной страницы, рассылаются сообщения с просьбой предоставить фотографию или данные банковской платежной карты под различными предлогами, например, чтобы срочно сделать какой-то безналичный платеж, так как карточка обратившегося якобы заблокирована. Также злоумышленник, скрывающийся под именем друга, может просить перевести ему на карту определенную сумму денег в связи с внезапным попаданием в сложную жизненную ситуацию. Доверчивый пользователь, полагая, что общается с настоящим владельцем страницы, переводит деньги либо сообщает преступнику реквизиты своей банковской карты (а зачастую – и код безопасности, высылаемый в SMS-сообщении банковским учреждением), после чего с его карт-счета похищаются денежные средства.

Справочно.

Еще одним видом мошенничества в социальных сетях, связанным с помощью другим людям, является деятельность фальшивых благотворительных фондов, которые осуществляют сбор денег на лечение. В таких случаях мошенники создают группу и распространяют информацию о том, что якобы нужны средства для лечения тяжелобольного человека (особенно часто – ребенка). Чтобы не попасться на удочку мошенников, необходимо всегда запрашивать документы и дополнительные сведения.

  1. «Вишинг» происходит от английского «voice fishing» («голосовой фишинг» или «голосовая рыбная ловля»). Данный способ выражается в осуществлении звонка на абонентский номер потерпевшего или в его аккаунт в мессенджере (в основном, это Viber или Telegram). В ходе голосового общения преступник представляется работником банка или правоохранительного органа (МВД, КГБ, Следственного комитета) и под вымышленным предлогом (пресечение подозрительной транзакции, повышение уровня безопасности пользования картой, перепроверка паспортных данных владельца банковского счета и т.д.) выясняет у потерпевшего сведения о наличии банковских платежных карточек, сроках их действия, CVV-кодах (трехзначный код на обратной стороне карты), паспортных данных, SMS-кодах с целью хищения денежных средств. В ряде случаев злоумышленникам известны некоторые реквизиты банковских платежных карточек, а также анкетные данные лиц, на имя которых они выпущены.

В большинстве случаев при совершении звонков преступники используют IP-телефонию.

Справочно.

Упрощенно, IP-телефония – это система телефонной связи посредством сети Интернет, предоставляющая возможность осуществления звонков и голосового общения из специальных приложений с абонентами мобильных и стационарных телефонных сетей.

При таком входящем звонке жертва видит на экране мобильного телефона либо подменный номер, либо даже короткий номер банка: современные протоколы мобильной телефонии и различные компьютерные программы позволяют осуществлять подобные телефонные звонки. Свои услуги в этом предлагают различные платные сервисы и сайты.

Для того, чтобы достоверно установить, является ли номер, с которого поступил звонок, абонентским номером телефонной сети или идентификатором IP-телефонии, необходимо направить запрос (запросы) в соответствующие телекоммуникационные организации Республики Беларусь.

Последствия использования злоумышленниками подобного способа мошенничества бывают весьма печальными.

Справочно.

Так, например, в конце марта 2021 года злоумышленник позвонил через Viber 66-летней жительнице Борисова и представился сотрудником службы безопасности банка. Он сообщил, что в целях пресечения хищения с банковской платежной карточки женщине необходимо установить определенное приложение удаленного доступа, сообщить коды карты и прислать скриншоты из мобильного банкинга, что она и сделала. Позже, заподозрив неладное, пенсионерка пошла в банк и обнаружила, что с ее карт-счета пропало почти 40 тысяч рублей.

  1. Свободный доступ к банковской карте. Не всегда для хищения с банковских счетов используются хитрые схемы. В ряде случаев причинами этого становятся утеря банковских карт, оставление их в легкодоступном месте, их передача иным лицам для осуществления разовых платежей. При этом увеличивает риск остаться без заработанных денежных средств хранение PIN-кода рядом с картой (например, записанным на бумажке в кошельке или на самой банковской карте).

Разновидностью подобного легкомыслия является хранение фотоизображений банковских карт или платежных реквизитов в памяти мобильного телефона, в почтовом аккаунте или дистанционном облачном хранилище. При несанкционированном доступе к такому хранилищу преступник получает и беспрепятственный доступ к банковскому счету его владельца.

  1. Покупка с предоплатой. Наиболее примитивной, но от этого не менее работающей формой интернет-мошенничества является размещение преступниками на виртуальных досках объявлений, тематических сайтах, в социальных сетях, группах интернет-мессенджеров объявлений о продаже каких-либо товаров по «бросовым» ценам. Но для получения товара (якобы посредством почтовой пересылки или службы доставки) требуется перечисление предоплаты или задатка на указанные «продавцом» банковскую карту или электронный кошелек. Правда, после перечисления ожидаемый товар так и не поступает, а «продавец» перестает выходить на связь.
  2. Шантаж. В некоторых случаях злоумышленники могут угрожать разглашением различных компрометирующих сведений с целью вымогательства. Например, получив несанкционированный доступ к Интернет-ресурсам (страницам в социальных сетях, переписке электронных почтовых ящиков и облачным аккаунтам) и завладев изображениями, не предназначенными для публичного просмотра, преступники вступают в переписку с потерпевшими, требуя разные денежные суммы и угрожая в случае отказа распространить их в сети Интернет.
  3. Иные мошенничества. Также можно выделить еще несколько типов мошенничества, которые в недавнем прошлом зачастую успешно использовались на территории Республики Беларусь:
  • Просьбы пополнить счет определенного номера мобильного телефона или платежной карты в виде: «Мама, пополни счет на 20 рублей. Мне не перезванивай – позже перезвоню. Нужно срочно!».
  • Звонок с номера друга или родственника, в котором собеседник утверждает, что он сотрудник правоохранительных органов, просит вознаграждение, обещая предотвратить возбуждение уголовного дела в отношении близкого человека.
  • Когда мошенник звонит и сразу отменяет вызов. Перезвонив на отобразившийся номер, абонент слышит автоответчик или гудки, в это время со счета его мобильного телефона списываются деньги, так как вызов совершается с применением переадресации на платный номер.
  • Когда приходит SMS-сообщение о некоем выигрыше, после чего абоненту предлагают отправить платное сообщение в ответ или отправить небольшую сумму на банковскую карту для получения «лжевыигрыша».
  • Когда приходит SMS-сообщение с гиперссылкой, пройдя по которой пользователь запускает процесс скачивания вируса.
  • Когда поступает звонок от «представителя сотового оператора», во время которого злоумышленники предлагают перерегистрировать SIM-карту. При этом пользователь вводит специальный код или отправляет SMS-сообщение, после чего с баланса его мобильного телефона списываются деньги.
  • Когда приходит SMS-сообщение или поступает звонок, в ходе которого сообщается, что абонент не оплатил штраф. После этого человеку предлагается произвести его оплату, перечислив деньги на «специальный» расчетный счет или пополнив банковский счет.
  • Когда приходит SMS-сообщение с информацией о том, что платежная карта заблокирована, и указывается номер, по которому можно получить справку или помощь. После звонка у абонента запрашивают PIN-код, CVV-код (трехзначный код на обратной стороне карты), номер карты и другие данные, необходимые для снятия денег с банковского счета.

Как не стать жертвой киберпреступления?

1. Никогда, никому и ни при каких обстоятельствах не сообщать реквизиты своих банковских счетов и банковских карт, в том числе лицам, представившимся сотрудниками банка или правоохранительных органов, при отсутствии возможности достоверно убедиться, что эти люди те, за кого себя выдают.

В случае поступления звонка «от сотрудника банка» необходимо уточнить его фамилию, номер телефона, после чего завершить разговор и самим позвонить в банк.

Необходимо принимать во внимание, что реальному сотруднику банка известна следующая информация: фамилия держателя карты, паспортные данные, какие карты оформлены, остаток на счете.

Не следует сообщать в телефонных разговорах (даже сотруднику банка), а также посредством общения в социальных сетях: полный номер карточки, срок ее действия, код CVC/CVV (находящиеся на обратной стороне карты), логин и пароль к интернет-банкингу, паспортные данные, кодовое слово (цифровой код) из SMS-сообщений.

В случае если «сотрудник банка» в разговоре сообщает, что с карточкой происходят несанкционированные транзакции, необходимо отвечать, что вы придете в банк лично, – все подобные вопросы нужно решать в отделении банка, а не по телефону.

ВНИМАНИЕ: помните, что сотрудники банковских учреждений никогда не используют для связи с клиентом мессенджеры (Viber, Telegram, WhatsApp).

2. Для осуществления онлайн-платежей необходимо использовать только надежные платежные сервисы, обязательно проверяя доменное имя ресурса в адресной строке браузера.

3. Не следует хранить банковские карты, их фотографии и реквизиты в местах, которые могут быть доступны посторонним лицам; это же относится к фотографиям и иным видам информации конфиденциального характера.

4. Следует воздерживаться от осуществления онлайн-платежей, связанных с предоплатой и перечислением задатков за товары и услуги, благотворительной и спонсорской помощи в пользу организаций и физических лиц при отсутствии достоверных данных о том, что названные субъекты являются теми, за кого себя выдают.

5. Не стоит перечислять денежные средства на счета электронных кошельков, карт-счета банковских платежных карточек, счета SIM-карт по просьбе пользователей сети Интернет.

6. Для доступа к системам дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, мобильный банкинг), электронным почтовым ящикам, аккаунтам социальных сетей и иным ресурсам необходимо использовать сложные пароли, исключающие возможность их подбора. Стоит воздержаться от паролей: дат рождения, имен, фамилий – то есть тех, которые легко вычислить из общедоступных источников информации (например, тех же социальных сетей).

7. При составлении платежных документов важно проверять платежные реквизиты получателя денежных средств.

8. При поступлении в социальных сетях сообщений от лиц, состоящих в категории «друзья», с просьбами о предоставлении реквизитов банковских платежных карточек не следует отвечать на подобные сообщения, а необходимо связаться с данными пользователями напрямую посредством иных средств связи.

9. При обнаружении факта взлома аккаунтов социальных сетей необходимо незамедлительно восстанавливать к ним доступ с помощью службы поддержки либо блокировать, а также предупреждать об этом факте лиц, с которыми общались посредством данных социальных сетей.

10. Нельзя открывать файлы, поступающие с незнакомых адресов электронной почты и аккаунтов мессенджеров; не переходить по ссылкам в сообщениях о призах и выигрышах.

11. Необходимо использовать лицензионное программное обеспечение, регулярно обновлять программное обеспечение и операционную систему; установить антивирусную программу не только на персональный компьютер, но и на смартфон, планшет и регулярно обновлять ее.

12. Следует ознакомить с перечисленными правилами безопасности своих родственников и знакомых, которые в силу возраста или недостаточного уровня финансовой грамотности могут быть особенно уязвимы для действий киберпреступников.

Как дети могут стать киберпреступниками?

С каждым годом интернет-мошенники и взломщики становятся все моложе. Современные подростки проводят в интернете большую часть своего времени, но возможности Всемирной паутины каждый использует по-разному. Около 92% родителей Беларуси не знают о потенциально опасных активностях своих детей в интернете. При этом 58% несовершеннолетних скрывают от родителей, чем на самом деле они занимаются в сети. Самым распространенным способом интернет мошенничество среди несовершеннолетних – использование банковских карт родителей (других членов семьи) при покупке донат.

Донат -  в онлайн играх обычно обозначает оплату игроком дополнительных бонусов, уникальных предметов и прочих благ, не доступных обычным путем, без оплаты реальными деньгами. Чаще всего, в чистом виде, донат встречается в бесплатных играх — увеличенная скорость прокачки, уникальная и мощная экипировка, хитрая валюта за которую можно купить в игре что-то ядреное, вкусности, оружие и т.д. В платных же играх, как например WOW, под донатом подразумевается приобретение уникальных петов (животные, существа, привязанные к персонажу и сопровождающие его в игре) и маунтов (средство передвижения), доступных в игре только за наличные деньги.

Многие родители не зная, что их ребенок геймер тратит свои карманные деньги на донат игр, становиться зависим от этого. Ребёнок геймер донатит, чтобы казаться лучше других игроков и иметь преимущество над ними в игре. 

Дети нарушают ч2 ст.212 и ч.2 ст.349 Уголовного Кодекса РБ.

Быть хакером не развлечение, а преступление

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.